Музыкальная пластинка - Часть 1
Идея механически воспроизводить звук родилась еще в XI веке, когда арабские ученые братья Бану Муса изобрели «водный орган», в котором молоточек бил по заполненным водой трубкам. А вот принцип звукозаписи француз Эдуард де Мартенвиль открыл только в 1857 г. Он запатентовал фоноавтограф, который при помощи иглы, соединенной с большим рупором записывал звук на стеклянный валик, покрытый копотью.
В 1877 г. американский изобретатель Томас Эдисон создал фонограф, устройство, которое как записывало звук, так и воспроизводило его. В нем также использовался цилиндр, но не из стекла, а оловянный, обернутый навощенной бумагой. 10 лет спустя другой американец, Эмиль Берлинер, заменил цилиндр диском, а для записи и воспроизведения использовал два разных устройства: рекордер и граммофон. Так началась эпоха музыкальных пластинок.

Принцип воспроизведения пластинки прост: на ее поверхность нанесена тугая спираль, ширина и глубина которой менялись при записи под воздействием музыки. Когда пластинка вращается, стальная игла скользит пот дорожке, «читая» эти изменения и превращая их обратно в звук с помощью колебаний мембраны.

Первая пластинка была сделана из цинка, на раннем этапе их также делали из целлулоида или эбонита. С конца XIX в. пластинки долгое время делали из шеллака, природной смолы, которую выделяют насекомые, паразитирующие на тропических деревьях. С 1948 г. на смену шеллаку пришел ПВХ, поливинилхлорид (отсюда и происходит слово «винил»). Первые пластинки вмещали только одну песню и так быстро изнашивались, что одну и ту же композицию записывали с двух сторон. Кстати, слово «сингл» изначально как раз и означало пластинку с одной песней. Из истории граммпластинок возник и термин «альбом» (несколько пластинок в общей упаковке, название произошло из-за сходства с фотоальбомом)...

(Продолжение следует)